ЧАСТЬ 2. Направления арт искусства середины 20 века. Плюс видео перформанса-эксперимента Марины Абрамович 1974-го

Фактов не существует, есть только их интерпретация (Фридрих Ницше)

Оглавление
  1. Арт искусство — направления середины 20 века
  2. 1. ПЕРФОРМАНС. Арт в виде любых действий художника в реальном времени. Ужасный эксперимент Марины Абрамович
  3. 3. ПОП-АРТ. Популярный арт, который наизнанку вывернул эстетику масскульта
  4. 4. АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ.  «Живопись действия» зародилась в Америке 40-х. Практикуется сейчас художниками многих стран.
  5. 5. АРТ БРЮТ. Это искусство вне понятий гармонии и красоты, которое создают люди без подготовки и образования.
  6. 6. АНДЕГРАУНД. Экспериментальное маргинальное искусство, в контрах с популярной культурой.
  7. 7. ЛЭНД АРТ. Представители этого направления обратились к природным материалам, как к объекту и материалу творчества.
  8. 8. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Направления арта в Австрии середины XX века
  9. 9. ОП-АРТ. Искусство оптических эффектов.
  10. 9. КИНЕТИЧЕСКИЙ АРТ. Направление в искусстве, которое имитирует движение.
Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

В этой статье продолжим наш гид по современному арту. Продолжим знакомиться с 50-ю направлениями современного искусства 20-21 веков. В предыдущей статье мы рассмотрели направления современного искусства 1-й половины 20 века. Из этой статьи Вы узнаете о самых ярких направлениях СЕРЕДИНЫ 20 ВЕКА.

Гид по современному арту состоит из 3-х статей:

В начале века арт искусство казались революционными, но в середине 20 века его экстравагантность и необузданность превысило все ожидания! Вы увидите эксперимент Марины Абрамович — ужасный перформанс 1974-го (видео в конце статьи). Увидите знаменитый дом Хундертвассера в Вене — объект фантастического реализма в архитектуре.

Как и в 1-й части, для каждого направления арт искусства указаны места — города и музеи, где можно увидеть работы их представителей. Эта статья, как и предыдущая также может стать дополнительным стимулом к новым путешествиям!

Арт искусство — направления середины 20 века

  1. Перформанс, Эксперимент Марины Абрамович в 1974-м
  2. Реди-мейд
  3. Поп-арт
  4. Абстрактный экспрессионизм
  5. Арт-Брют
  6. Лэнд-арт
  7. Фантастический реализм, Дом Хундертвассера в Вене
  8. Оп-арт
  9. Кинетический арт

Отвечая на вопрос: «Арт искусство — что это такое?», представители ярких его направлений середины 20 века поставили перед собой цель: дать возможность зрителю самому взглянуть на мир по-другому, а не просто расширить его представления о мире. Зритель незаметно для себя постепенно становился соавтором. Художник для этого выходил из галереи, выставлял на всеобщее обозрение свои арт-объекты, создавал «арт-жесты». В середине века стала цениться сама идея объекта искусства, а не её реализация.

1. ПЕРФОРМАНС. Арт в виде любых действий художника в реальном времени. Ужасный эксперимент Марины Абрамович

Перформанс это направление современного искусства, в котором произведением искусства являются действия художника или группы. Это скорее уличный театр, в котором один актёр – художник.

«Концептуальный» перформанс предусматривает документирование события и фиксацию разрыва между реальностью и этим объектом. «Антропологический» перформанс – предусматривает участие художника и зрителя, иногда сознательно зрелище делается дискомфортным для зрителя.

На перформансах Марины Абрамович – одной из основоположников перформанса — люди даже теряли сознание. В 1974-м эксперимент Марины Абрамович, проведенный в галерее Неаполя, произвёл неизгладимое впечатление не только на зрителей, но и на саму художницу. Это был ужасный перформанс. Художница стояла неподвижно в выставочном центре, с ней рядом лежали 72 разных предмета — от акварельных красок, цветов розы до ножниц, скальпеля, молотка и даже пистолета. Людям разрешалось делать с Мариной всё что угодно при помощи этих предметов.

Сначала зрители стеснялись и лишь смотрели, дарили розы и целовали. Но потом постепенно стали проявлять агрессию — раздели её и разрисовали, порезали, приклеили пластырь на рану, кололи шипами роз, сопровождая это смехом. Художница сказала, что этим экспериментом она хотела показать, что человек очень быстро  может вернуться в своё пещерное, дикое состояние, если ему позволить. Эксперимент Марины Абрамович доказал это.

Видео эксперимента с комментариями самой художницы вы увидите в конце статьи.

В 1997 году она получила престижную премию – Золотого льва на Венецианской биеннале за работу Балканское Баррокко.

Смотреть: Перформансы Марины Абрамович в свободном доступе на www.youtube.com.

Арт искусство 20 века

2. РЕДИ-МЕЙД. Это бытовые, обычные предметы. Размещаются в арт-пространстве с хитроумными названиями или ироничными названиями

Первым додумался выставлять для публики «готовые объекты» Марсель Дюшан, последователь идей дадаизма. Сподвигло его на это революционное новаторство огромное желание приблизить искусство к жизни.

Гениальной была идея использовать для инсталляции реальные предметы, а не создавать их копии. Зачем создавать, если можно использовать готовые предметы, просто надо придумать им другие названия! Дюшан выставил в Нью-Йоркской галерее писсуар под названием «Фонтан», Бойс – обычную лопату под названием «Лопасть».

Смотреть: Центр Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музей Виктории и Альберта (Лондон, Великобритании), Третьяковская галлерея (Москва, Россия).

3. ПОП-АРТ. Популярный арт, который наизнанку вывернул эстетику масскульта

Энди Уорхол. Золотая Мэрилин Монро, 1962
Энди Уорхол. Золотая Мэрилин Монро, 1962

Поп-арт это одно из самых коммерческих направлений арта XX века. Изначально поп-арт стал реакцией на абстрактное искусство. «Независимая группа» художников из Лондона (Хэмилтон, Паолоцци, Блейк) решили раскрыть эстетическую ценность тех вещей, которыми в данный момент времени восхищалось большинство. Причём, это могли быть любые вещи: гамбургеры, косметика, банки с супом.

Эти идеи подхватили американцы. Они разбили в пух и прах главные поп-символы эпохи – от популярных актеров до президентов. Когда поп-арт стал модным направлением, в галереях выставлялись картины в стиле поп-арт и рядом с портретом Мао Дзедуна и других президентов были портреты Мэрилин Монро и автопортреты самих художников.

Смотреть: Музей Уорхола (Питтсбург, США), Картины Роберта Раушенберга – в музее Гуттенхайма (Нью Йорк, США).

4. АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ.  «Живопись действия» зародилась в Америке 40-х. Практикуется сейчас художниками многих стран.

Виллем де Кунинг. Женщина, 1, 1950-52
Виллем де Кунинг. Женщина, 1, 1950-52

Это направление считают американским, но его основателями являются эмигранты из Европы Бретон, Мондриан, Эрнст, Мата. Они объявили эмоциональность и спонтанность главными принципами арта. Их работы невозможно понять, а только почувствовать.

Абстрактный экспрессионизм в живописи – это энергичные, крупные мазки, яркие краски на холстах большого размера. Именитый американец Поллок даже придумал специальный термин в живописи – дриппинг (выдавливание из тюбика или разбрызгивание краски, которое часто выполнялось прямо на публике).

Джексон Поллок, Виллем де Куннинг, Марк Ротко – основоположники Нью-Йоркской школы, которая создавалась на деньги меценатов миллионеров Геттенхаймов и Рокфеллеров.

Смотреть: Живопись абстрактных экспрессионистов – в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Музее современного искусства Humburger Bufnhof (Берлин, Германия).

5. АРТ БРЮТ. Это искусство вне понятий гармонии и красоты, которое создают люди без подготовки и образования.

Жан Дюбюффе. Ч/б деревья в районе Уолт Стрит, 30-е годы
Жан Дюбюффе. Ч/б деревья в районе Уолт Стрит, 30-е годы

В середине 20 века французский художник Жан Дюбюффе изобрёл гениальный способ заинтересовать людей артом. По его концепции, все люди врожденные художники и способность рисовать свойственна человеку, как дышать. Поэтому любые каляки-маляки любого человека – это произведение искусства, т.к. они по-настоящему индивидуальны и искренни.

Дюбюффе стал копировать стиль душевно больных, затем вместе с писателем сюрреалистом Бретоном и испанским художником Тапиесом создал в Париже в 1948 году Компанию грубого искусства. Они собрали 5000 работ.

В наше время арт брют это часть более широкого понятия – аутсайдерс-арт. Включает творчество инвалидов, душевно больных и является мощным направлением в современном мировом арте.

Смотреть: Жан Дюбюффе, Антони Тапиес, Адольф Вельфи – в Музее арт брюта в Лозанне (Швейцария). В Киеве выставки творчества душевно больных устраивает галлерея Касталия.

6. АНДЕГРАУНД. Экспериментальное маргинальное искусство, в контрах с популярной культурой.

Андеграунд это «подпольный» арт. Впервые появился в Америке в 1950-х. Главной темой искусства андеграунда стала сексуальная революция и маргинальная культура.

В наших пенатах с 1950 до 1980-х арт-позицию андеграунда представляли группы: Сретенский бульвар, Лианозовская, Коллективные действия, Мухоморы. Яркие представители – Звездочётов, Кабаков, Неизвестный, Шемяков, Комар и Меламид.

Илья Кабаков – лидер Московского андеграунда, сейчас живет в Нью-Йорке, представляет «тотальную инсталляцию» (комбинацию звуков, живописи, предметов, текстов), является самым дорогим русским художником современного искусства.

Смотреть: Центр Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Москва).

7. ЛЭНД АРТ. Представители этого направления обратились к природным материалам, как к объекту и материалу творчества.

Илья Кабаков. Табурет, 2001
Илья Кабаков. Табурет, 2001

Лэнд арт зародился в 60-е годы 20 века. Лэнд арт это прежде всего масштабность. Лэнд-артисты при помощи бульдозеров и другой техники создают гигантские искусственные пейзажи, которые лучше всего наблюдать с высоты птичьего полета.

Но есть и такие, что создают лэнд объекты из природных материалов в галереях. А известный мастер ленд арта Христо оборачивает в ткань такие объекты, как Великая Китайская стена.

Смотреть: Музей искусств Майами (Майами, США), Музей современного искусства (Токио, Япония), Музей современного искусства (Сидней, Австралия).

8. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Направления арта в Австрии середины XX века

Дом Хундертвассера в Вене
Дом Хундертвассера в Вене

Фантастический реализм создали студенты Венской академии искусств, ученики художника и поэта Альберта Пари Гютерсло.

Первая их выставка (Фукса, Хуттера, Брауэра, Лемдена) прошла в 1948-м году. Их картины были объеденены интересом к немецкому Возрождению и отсутствием интереса к современности.

В архитектуре фантастический реализм воплотил архитектор-новатор Хундертвассер, который считал, что жизнь в «домах-коробках» ограничивает людей в праве на собственный вкус и гармонию.

Смотреть: Дом Хундертвассера в Вене, котельная в Шпиттелау (Вена), ресторан Бад-Фишау в Нижней Австрии, деревня Блюмау в Штирии, Монумент XXI века (Токио, Япония), общественный туалет в Кавакава (Новая Зеландия), музей Хундертвассера (Кунстхаус) в Вене.

9. ОП-АРТ. Искусство оптических эффектов.

Виктор Вазарелли. Уважение к шестиугольнику, 1969
Виктор Вазарелли. Уважение к шестиугольнику, 1969

Оп-арт появился в середине прошлого века, как разновидность геометрического абстракционизма. Его основоположник – француз венгерского происхождения Виктор Вазарелли.

Поп-арт находится посередине между наукой и артом, поскольку это математически выверенные оптические эффекты, цветовые контрасты, пересечения решетчатых и спиралевидных конфигураций. Сейчас при помощи компьютера такие изображения могут сделать даже школьники, но раньше это было довольно серьезным направлением, требующим знаний и умений строить сложные композиции.

Смотреть: Музей Виктора Вазарелли в Будапеште (Венгрия), Бриджит Райли – в Галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

9. КИНЕТИЧЕСКИЙ АРТ. Направление в искусстве, которое имитирует движение.

Мобильная скульптура-фонтан Стравински Жана Тенгли, 2007
Мобильная скульптура-фонтан Стравински Жана Тенгли, 2007

В 1950-х группа художников из разных стран мира взялась за овладение 4-м измерением.

Американтские и европейские художники использовали оптические эффекты. Картины Агама были вибрирующими. Некоторые конструкции двигались при помощи электро-магнитных волн или движений воздуха. Также иллюзия создавалась при помощи меняющегося освещения. Француз Никола Шеффер — главный кинетист – изобрёл «свето-динамические» конструкции, которые оказали влияние на промышленные экспозиции, ярмарки, оформление площадей и парков.

Смотреть: Музей художественной роботехники Kinetica (Лондон, Великобритания).

В статье мы вместе рассмотрели Арт искусство середины 20 века. Теперь посмотрите обещанное видео «Эксперимент Марины Абрамович, 1974 года». Напишите в комментариях, что Вы об этом думаете?

От всей души желаю поскорее отправится в путешествие!

Чтобы самим увидеть все эти яркие объекты арт искусства 20-го века!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ. Новая эпоха: этика, бизнес, образование, технологии

P.S.

Не забудьте поделиться статьей с друзьями в соц сетях

Пишите, что вы думаете об арт искусстве середины 20-го века?

Подпишитесь на самые интересные статьи — найдёте ниже.

Оцените статью
SMARTБЛОГ
Добавить комментарий

Adblock
detector